Среднее образование

29.12.2017г.
Об утверждении государственного образовательного заказа на среднее образование
Касательно приема заявлений
для участия в комплексном тестировании
Министерство образования и науки Республики Казахстан касательно приема заявлений для участия в комплексном тестировании в 2017-2018 учебном году, сообщает следующее.

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

В соответствии с пунктом 5 Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования (утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 111), комплексное тестирование проводится для выпускников организаций общего среднего образования (среднего общего) прошлых лет, выпускников организаций технического и профессионального (начального и среднего профессионального), послесреднего образования, выпускников общеобразовательных школ, обучавшихся по линии международного обмена школьников за рубежом, а также лиц, окончивших учебные заведения за рубежом.

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

На сегодняшний день в 112 высших учебных заведениях работают приемные комиссии, которые осуществляют прием заявлений для участия в комплексном тестировании с 1 по 20 июня текущего года.

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

При этом обращаем внимание на то, что в соответствии с подпунктом 6) пункта 4 Правил проведения единого национального тестирования и комплексного тестирования (утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 2 мая 2017 года № 204) выпускники календарного года организаций технического и профессионального, послесреднего образования вместо документа об образовании, представляют справку о завершении обучения в текущем году, выдаваемой организацией образования, в которой он обучался с указанием кода и наименования специальности обучения, по форме согласно приложению 2 к вышеназванным Правилам (прилагаются).

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

В этой связи просим провести соответствующую информационно-разъяснительную работу среди выпускников колледжей текущего года, а также среди родительской и педагогической общественности. По всем вопросам, касающихся поступления в высшее учебное заведение поступающие и их родители могут обращаться в приемную комиссию вуза, которые работают с 9.00 по 18.00 ежедневно.

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

Вместе с тем сообщаем, что для участников комплексного тестирования, не набравших пороговый балл, установленный в пункте 43 Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования, участников с аннулированными результатами и лиц, не принявших участие в комплексном тестировании, повторно проводится комплексное тестирование для поступления в высшее учебное заведение на платной основе.

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

Лица, не набравшие пороговый балл, установленный в пункте 43 Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования, по результатам комплексного тестирования, предусмотренных пунктами 6 и 7 вышеуказанных Типовых правил, зачисляются в высшие учебные заведения по очной форме обучения на платной основе.

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

Для данных лиц повторно проводится комплексное тестирование по завершении первого академического периода обучения в высшем учебном заведении. Лица, не набравшие пороговый балл, установленный в пункте 43 вышеуказанных Типовых правил, по итогам данного комплексного тестирования подлежат отчислению из высшего учебного заведения.

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

Приложение: Правила проведения единого национального тестирования и комплексного тестирования на казахском и русском языках на 80 стр.

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

/P86AAAAAAABAAAAAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAQD///8AAAAAAAAAAAAA
AA==

Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от «2» мая 2017 года № 204
Правила проведения единого национального тестирования и
комплексного тестирования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения единого национального тестирования и комплексного тестирования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», а также с Типовыми правилами приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан № 111 от 19 января 2012 года (далее - Типовые правила) и устанавливают порядок проведения единого национального тестирования (далее – ЕНТ) и комплексного тестирования (далее - КТ).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) базовые высшие учебные заведения – вузы, осуществляющие проведение КТ;
2) приемная комиссия базовых вузов – комиссия при вузе, осуществляющая проведение КТ;
3) профильный предмет - это учебный предмет, изучаемый углубленно или на повышенном уровне, его содержание соответствует профильным образовательным стандартам и требованиям единых профильных экзаменов (или единых экзаменов по выбору на повышенном уровне);
4) профилирующая дисциплина - дисциплина, направленная на более полную оценку и устойчивость углубленных академических знаний, практического понимания дисциплины по специальностям;
5) общепрофильная дисциплина – дисциплина, направленная на оценку академических знаний по базовым дисциплинам образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования по родственным специальностям;
6) линейные вузы - вузы, осуществляющие прием документов на КТ;
7) приемная комиссия линейных вузов – комиссия при вузе, осуществляющая прием документов от поступающих на КТ;
8) КТ – одна из форм отборочных экзаменов для поступления в вузы, проводимого одновременно по нескольким учебным дисциплинам с применением информационно-коммуникационных технологий;
9) посадочный лист – лист распределения поступающих по местам в аудитории;
10) ЕНТ - одна из форм отборочных экзаменов для поступления в высшие учебные заведения (далее - вузы);
11) ППЕНТ - пункт проведения ЕНТ;
12) пороговый балл - установленная Типовыми правилами минимальная сумма баллов по каждому предмету и по всем предметам или дисциплинам тестирования, и по отдельности для некоторых специальностей и вузов, предназначенная для участия в Конкурсе по присуждению образовательного гранта или зачисления в вуз на платной основе.
Параграф 1. Порядок приема документов на ЕНТ и КТ
3. Для участия в ЕНТ поступающий подает в организацию образования документы, которые ими централизованно передаются в ППЕНТ:
1) заявление на тестирование установленного образца по форме утвержденной приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 октября 2007 года № 502 «Об утверждении формы документов строгой отчетности, используемых организациями образования в образовательной деятельности» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4991) (далее – Приказ №502);
2) две фотокарточки размером 3 x 4;
3) копию документа, удостоверяющего личность.
Поступающий не достигший шестнадцати лет и не имеющий документ удостоверяющий личность, представляет справку с фотографией об окончании школы в текущем году, по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, нарушениями сенсорных функций (зрение, слух, обоняние, осязание и нарушение чувствительности), инвалиды с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и инсулинозависимые больные сахарным диабетом при представлении справки об инвалидности, утвержденную приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44 «Об утверждении Правил проведения медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10589) предоставляется отдельная аудитория для участия в ЕНТ.
Организации общего среднего образования прикрепляются к ППЕНТ.
4. Для участия, в КТ поступающие подают в приемную комиссию линейного вуза:
1) заявление для участия в КТ по форме, утвержденной Приказом № 502, при этом выпускники организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, поступающие на родственные специальности по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения, в заявлении указывают выбранную специальность;
2) две фотокарточки размером 3 x 4;
3) копию документа, удостоверяющего личность;
4) квитанцию об оплате за проведение тестирования в соответствии с пунктами 6 и 7 Типовых правил;
5) медицинскую справку по форме 086-У, утвержденную приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 декабря 2011 года № 902 «Об утверждении перечня и форм учетной документации органов и организаций санитарно-эпидемиологической службы» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7424) (далее - Приказ № 902).
6) выпускники календарного года организаций технического и профессионального, послесреднего образования вместо документа об образовании, представляют справку о завершении обучения в текущем году, выдаваемой организацией образования, в которой он обучался с указанием кода и наименования специальности обучения, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
7) выпускники прошлых лет организаций общего среднего образования (среднего общего) или технического и профессионального (начального или среднего профессионального), или послесреднего образования представляют документ об общем среднем образовании (среднем общем) или техническом и профессиональном (начальном или среднем профессиональном), или послесреднем образовании (подлинник).
5. Поступающим подавшим заявления для участия в ЕНТ и КТ предоставляется расписка (в произвольной форме) о приеме документов.
6. Прием заявлений для участия в ЕНТ проводится в ППЕНТ с 10 марта по 10 мая календарного года.
7. Прием заявлений для участия в КТ проводится приемными комиссиями линейных вузов с 1 по 20 июня календарного года.
8. ЕНТ проводится на базе ППЕНТ, КТ проводится в базовых вузах.
9. ЕНТ проводится с 20 июня по 1 июля календарного года.
10. КТ проводится с 17 по 23 июля календарного года.
11. ЕНТ или КТ проводится по желанию поступающих на казахском или русском языках по истории Казахстана, математической грамотности, грамотности чтения (язык обучения) и двум профильным предметам.
ЕНТ или КТ для лиц, поступающих на специальности, требующие творческой подготовки, проводится по их желанию на казахском или русском языках по истории Казахстана, грамотности чтения (язык обучения).
12. КТ для поступающих на родственные специальности по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения, проводится по желанию на казахском или русском языках по общепрофильной и профилирующей дисциплинам.
КТ для лиц, поступающих на специальности, требующие творческой подготовки, по родственным специальностям по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения, проводятся по профилирующей дисциплине.
13. Для выпускников организаций образования, освоивших общеобразовательные учебные программы общего среднего (среднего общего) образования, образовательные программы технического и профессионального (начального или среднего профессионального), послесреднего образования, количество тестовых заданий ЕНТ и КТ составляет:
1) по истории Казахстана – 20;
2) по математической грамотности – 20;
3) по грамотности чтения (язык обучения) – 20;
4) по первому профильному предмету – 30.
5) по второму профильному предмету – 30.
14. Для поступающих по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения количество тестовых заданий составляет:
1) по общепрофильной дисциплине – 20;
2) по профилирующей дисциплине – 40.
Максимальное количество баллов составляет по ЕНТ и КТ – 140 баллов.
Максимальное количество баллов для лиц, поступающих на специальности, требующие творческой подготовки, составляет по ЕНТ и КТ – 120 баллов.
Максимальное количество баллов по КТ, для поступающих на родственные специальности по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения – 70 баллов.
Максимальное количество баллов по КТ, для лиц, поступающих на родственные специальности по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения и требующие творческой подготовки, составляет – 70 баллов
15. На ЕНТ и КТ отводится 3 часа 50 минут. На КТ, для поступающих на родственные специальности по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения отводится 1 час 40 минут.
16. Лица, поступающие на творческие специальности сдают ЕНТ или КТ в ППЕНТ или в базовых вузах, а творческие или специальные экзамены сдают в том вузе, где планируют дальнейшее обучение по этим специальностям.
17. Для поступающих, не набравших пороговый балл, установленный в пункте 43 Типовых правил, поступающих с аннулированными результатами и лиц, не принявших участие в ЕНТ и КТ, повторно проводится ЕНТ и КТ для поступления в вузы на платной основе в период с 19 по 24 августа календарного года, при этом поступающие в период с 1 по 8 августа календарного года предоставляют в приемную комиссию линейного вуза следующие документы:
1) заявление для участия в ЕНТ и КТ по форме утвержденной Приказом № 502;
2) две фотокарточки размером 3 x 4;
3) копию документа, удостоверяющего личность;
4) квитанцию об оплате за проведение тестирования в соответствии с пунктами 6 и 7 Типовых правил;
5) медицинскую справку по форме 086-У, утвержденную Приказом № 902.
Для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, нарушениями сенсорных функций (зрение, слух, обоняние, осязание и нарушение чувствительности), инвалиды с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и инсулинозависимые больные сахарным диабетом при представлении справки об инвалидности, утвержденную приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44 «Об утверждении Правил проведения медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10589) предоставляется отдельная аудитория для участия в КТ;
6) документ о среднем (среднем общем) или техническом и профессиональном (начальном или среднем профессиональном), послесреднем образовании (подлинник).
18. Лица, не набравшие пороговый балл, установленный в пункте 43 Типовых правил, по результатам ЕНТ или КТ, предусмотренных пунктами 6 и 7 Типовых правил, зачисляются в высшие учебные заведения по очной форме обучения на платной основе. Для данных лиц повторно проводятся ЕНТ или КТ по завершении первого академического периода обучения в вузе в период с 20 по 24 января календарного года. Для участия в ЕНТ или КТ, предусмотренных пунктом 8 Типовых правил, соответствующие лица в период с 10 по 20 декабря календарного года предоставляют в приемную комиссию линейного вуза следующие документы:
1) заявление для участия в ЕНТ и КТ по форме, утвержденной Приказом №502;
2) две фотокарточки размером 3 x 4;
3) копию документа, удостоверяющего личность;
4) квитанцию об оплате за проведение тестирования в соответствии с пунктами 6 и 7 Типовых правил.
19. Для осуществления контроля за соблюдением правил проведения ЕНТ в ППЕНТ и КТ в базовый вуз направляются представители Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – представители Министерства), которые также выполняют функции дежурного по аудитории и по коридору.
20. В корпусах, в которых проводится ЕНТ и КТ, в дни экзаменов все аудитории, кабинеты, помещения, не используемые для тестирования (кроме санузлов), а также входные двери, кроме тех, которые будут использованы для входа и выхода поступающих, закрываются и опечатываются. Территория и дорога от здания до санузлов, находящихся вне здания, ограничиваются для доступа посторонних лиц.
21. Входные двери, используемые для запуска в здание, обеспечиваются системой видеонаблюдения.
22. При запуске на тестирование используются металлоискатели ручного и рамочного типа. Применение металлоискателей при запуске на тестирование осуществляется в рамках обеспечения безопасности поступающих при проведении тестирования, а также недопущения проноса ими в здание запрещенных предметов.
23. Для проведения ЕНТ и КТ на местах создаются государственные комиссии по организации и проведению ЕНТ или КТ (далее – государственные комиссии), которые утверждаются уполномоченным органом.
24. Председателями государственной комиссии назначаются руководители высших учебных заведений (руководители городских, районных (управлений) отделов образования).
25. В состав государственной комиссии входят представители акиматов, представители правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации. Количество государственной комиссии составляет пять человек. Решения государственной комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов и оформляются протоколами заседаний, которые подписываются председателем и секретарем, назначаемым из числа квалифицированных работников организаций или (управлений) отделов образования. В случае равенства голосов, решающим считается голос председателя.
Государственная комиссия:
1) присутствует при вскрытии мешков с экзаменационными материалами;
2) организует запуск поступающих на тестирование в здание ППЕНТ и базового вуза;
3) организует предоставление для общего обозрения кодов правильных ответов;
4) участвует в формировании экзаменационных ведомостей итогов ЕНТ или КТ (без учета и с учетом апелляции);
5) организует работу по выдаче сертификатов.
26. Руководителем ППЕНТ и базового вуза предварительно проводятся консультации для поступающих по правильному заполнению листа ответов.
Глава 2. Порядок проведения ЕНТ
27. ЕНТ проводится для выпускников организаций образования, освоивших общеобразовательные учебные программы общего среднего образования в текущем году, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, желающих в текущем учебном году поступить в вузы.
28. Поступающие запускаются в аудиторию по одному, при этом производится идентификация личности поступающего на основании документа, удостоверяющего личность, либо справки об окончании школы в текущем году лиц, не достигших шестнадцати лет. Затем проводится сверка пропуска и корешка пропуска по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
29. При выявлении подставного лица в ходе запуска на тестирование представителем Министерства составляется Акт выявления подставного лица в ходе запуска на тестирование по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам, данный поступающий на тестирование не допускается.
30. Утром в день проведения тестирования представителем Министерства распечатывается посадочный лист.
31. Поступающие занимают место, соответствующее номеру в посадочном листе, по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам, который сортируется по номеру посадочного места поступающих.
32. После рассадки поступающих представитель Министерства разъясняет поступающим правила работы с экзаменационными материалами. Далее представитель Министерства при участии трех поступающих из аудитории организует вскрытие коробки с экзаменационными материалами. Приглашенные поступающие проверяют целостность печати на коробке. Производят вскрытие коробки, пересчитывают имеющийся в ней экзаменационный материал с составлением Акта вскрытия экзаменационных материалов по форме, согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
33. В первую очередь раздаются листы ответов и копии листов ответов (специальные бланки, предназначенные для самостоятельного подсчета баллов после тестирования).
34. После заполнения служебных секторов листа ответов производится раздача книжек, с помощью которых до поступающих доводятся тестовые задания по предметам.
35. Лист ответов ЕНТ заполняется по форме, согласно приложению 7 к настоящим Правилам в следующем порядке:
1) в сектор 1 вписывается Ф. И. О (при его наличии);
2) в секторе 2 в верхних клетках по горизонтали заполняется индивидуальный код поступающего (далее - ИКТ), указанный на пропуске поступающего. Под каждой цифрой закрашиваются кружки, соответствующие цифрам, обозначенным в клетках;
3) в секторе 3 и 4 закрашиваются кружками место, где будет сидеть поступающий при сдаче тестирования и вариант его книжки.
4) в секторе 5 проставляются поток и номер аудитории, в которой поступающий будет сдавать ЕНТ. Номер потока определяется по дате экзамена.
5) сектор 6 предусмотрен для поступающих, которые сдают творческие экзамены;
6) в секторах 7, 8 и 9 закрашиваются ответы заданий по предметам: История Казахстана, Математическая грамотность, Грамотность чтения соответственно;
Каждое задание в секторах 7, 8 и 9 требует выбора единственно правильного ответа из пяти предложенных вариантов ответов. Выбранный ответ отмечается на секторе данного предмета путем полного закрашивания соответствующего кружка;
7) в секторах 10 и 11 закрашиваются ответы заданий по 2 профильным предметам.
В секторах 10 и 11 задания с 1 по 20 требуют выбора единственно правильного ответа из пяти предложенных вариантов ответов. Выбранный ответ отмечается на секторе данного предмета путем полного закрашивания соответствующего кружка; задания с 21 по 30 требуют выбора одного или несколько правильных ответов (не более 3), путем полного закрашивания кружков;
8) сектор 12 (отображает номер листа ответов) не закрашивается;
9) особое внимание обращается на графу «Внимание»:
лист ответов заполняется ручкой с синей или черной пастой;
не допускается пачкать, мять, рвать лист ответов и пользоваться корректирующими жидкостями, выносить лист ответов из аудитории до окончания тестирования;
10) поступающий расписывается в нижнем правом углу листа ответа в секторе 13 «Подпись абитуриента».
36. Лист ответов выдается в одном экземпляре, замене не подлежит и является единственным документом, подтверждающим результаты тестирования поступающего.
37. Поступающий переписывает номер варианта с книжки на лист ответов (сектор 4) и заполняет титульный лист книжки. Четвертая цифра варианта определяется с помощью матрицы на титульном листе книжки и объявляется представителем Министерства за 20 минут до окончания тестирования.
38. После заполнения поступающими служебных секторов листов ответов и титульного листа книжки, на доске записывается время начала и окончания ЕНТ. Запуск поступающих в аудиторию прекращается с момента объявления начала ЕНТ.
39. При проведении ЕНТ поступающему не допускается выходить из аудитории без разрешения и сопровождения представителя Министерства, выполняющего функции дежурного по коридору, переговариваться, пересаживаться с места на место, обмениваться экзаменационными материалами, выносить экзаменационные материалы из аудитории, заносить в аудиторию и использовать шпаргалки, учебники и методическую литературу, калькулятор, фотоаппарат, мобильные средства связи (пейджер, сотовые телефоны, планшеты, iPad (Айпад), iPod (Айпод), iPhone (Айфон), SmartPhone (Смартфон)), ноутбуки, плейеры, модемы (мобильные роутеры), использовать любые виды радио-электронной связи (Wi-Fi (Вай-фай), Bluetooth (Блютуз), Dect (Дект), 3G (3 Джи), 4G (4 Джи), наушники проводные и беспроводные и прочее), осуществлять порчу экзаменационных материалов (листов ответов и книжек) путем их смятия, использования корректирующей жидкости, отрыва страниц, закрашивание секторов, не предусмотренных для этого (номер листа ответов).
40. При нарушении поступающим пункта 39 настоящих Правил, представителем Министерства составляется Акт обнаружения запрещенных предметов и удаления из аудитории поступающего, нарушившего правила поведения в аудитории по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам.
41. При выявлении подставного лица путем повторного сличения корешка и пропуска в ходе проведения тестирования, представителем Министерства составляется Акт выявления подставного лица в ходе проведения тестирования по форме, согласно приложению 10 к настоящим Правилам.
42. При отказе поступающим сдать экзаменационные материалы для обработки по истечении отведенного времени на ЕНТ представителем Министерства составляется Акт выявления факта несвоевременной сдачи экзаменационных материалов поступающим по истечении времени тестирования по форме, согласно приложению 11 к настоящим Правилам.
43. Результаты тестирования у лиц, указанных пунктами 40, 41 и 42 результаты тестирования не обрабатываются и подлежат аннулированию.
44. По мере завершения тестирования или окончания времени тестирования поступающий передает со своего посадочного места лист ответов и книжку представителю Министерства.
45. При приеме листа ответов и книжек представителем Министерства проверяется заполнение всех служебных секторов листа ответов и титульного листа книжки, после чего поступающий покидает аудиторию.
46. Представитель Министерства укладывает экзаменационные материалы в коробку и в сопровождении пяти поступающих доставляет экзаменационные материалы до кабинета, где обрабатываются результаты тестирования.
47. Оценивание выполнения поступающими тестовых заданий на ЕНТ (не более трех правильных ответов) осуществляется следующим образом:
с одним правильным ответом оценивается в один балл;
в заданиях с одним или несколькими правильными ответами:
с одним правильным ответом при выборе правильного ответа оценивается в два балла;
с одним правильным ответом при выборе одного правильного ответа и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с одним правильным ответом при выборе двух и более неправильных ответов оценивается в ноль баллов;
с двумя правильными ответами при выборе двух правильных ответов оценивается в два балла;
с двумя правильными ответами при выборе одного правильного ответа оценивается в один балл;
с двумя правильными ответами при выборе одного правильного ответа и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с двумя правильными ответами при выборе двух правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с двумя правильными ответами при выборе двух и более неправильных ответов оценивается в ноль баллов;
с тремя правильными ответами при выборе трех правильных ответов оценивается в два балла;
с тремя правильными ответами при выборе двух правильных ответов оценивается в один балл;
с тремя правильными ответами при выборе двух правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с тремя правильными ответами при выборе трех правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с тремя правильными ответами при выборе двух и более неправильных ответов оценивается в ноль баллов.
48. Сканирование листов ответов производится программистом Министерства по аудиториям дважды.
49. После сканирования листов ответов по телекоммуникационной сети высылается файл коды правильных ответов.
50. Коды правильных ответов распечатываются в двух экземплярах: один вывешивается для общего обозрения, второй для апелляционной комиссии.
51. Результаты ЕНТ объявляются государственной комиссией в день его проведения и вывешиваются на информационном стенде, также с результатом тестирования можно ознакомиться на сайте www.testcenter.kz.
52. После завершения ЕНТ и проведения процедуры апелляции, использованные книжки уничтожаются, составляется Акт об уничтожении книжек ЕНТ и КТ по форме, согласно приложению 12 к настоящим Правилам.
Глава 3. Порядок проведения КТ
53. КТ проводится для выпускников организаций общего среднего образования (среднего общего) прошлых лет, выпускников организаций технического и профессионального (начального и среднего профессионального), послесреднего образования, выпускников общеобразовательных школ, обучавшихся по линии международного обмена школьников за рубежом, а также лиц, окончивших учебные заведения за рубежом.
54. Поступающие запускаются в аудиторию по одному, при этом производится идентификация личности поступающего на основании документа, удостоверяющего личность. Затем проводится сверка пропуска и корешка пропуска по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
55. При выявлении подставного лица в ходе запуска на тестирование представителем Министерства составляется Акт выявления подставного лица в ходе запуска на тестирование по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам, данный поступающий на тестирование не допускается.
56. Утром в день проведения тестирования представителем Министерства распечатывается посадочный лист.
57. Поступающие занимают место, соответствующее номеру в посадочном листе, по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам, который сортируется по номеру посадочного места поступающих.
58. После рассадки поступающих представитель Министерства разъясняет поступающим правила работы с экзаменационными материалами. Далее представитель Министерства при участии трех поступающих из аудитории организует вскрытие коробки с экзаменационными материалами. Приглашенные поступающие проверяют целостность печати на коробке. Производят вскрытие коробки, пересчитывают имеющийся в ней экзаменационный материал с составлением Акта вскрытия экзаменационных материалов по форме, согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
59. В первую очередь раздаются листы ответов и копии листов ответов (специальные бланки, предназначенные для самостоятельного подсчета баллов после тестирования).
60. После заполнения служебных секторов листа ответов производится раздача книжек, с помощью которых до поступающих доводятся тестовые задания по предметам.
61. Лист ответов КТ заполняется по форме, согласно приложению 7 к настоящим Правилам в следующем порядке:
1) в сектор 1 вписывается Ф. И. О. (при его наличии);
2) в секторе 2 в верхних клетках по горизонтали заполняется индивидуальный код поступающего (далее - ИКТ), указанный на пропуске поступающего. Под каждой цифрой закрашиваются кружки, соответствующие цифрам, обозначенным в клетках;
3) в секторе 3 и 4 закрашиваются кружками место, где будет сидеть поступающий при сдаче тестирования и вариант его книжки.
4) в секторе 5 проставляются поток и номер аудитории, в которой поступающий будет сдавать КТ. Номер потока определяется по дате экзамена.
5) сектор 6 предусмотрен для поступающих, которые сдают творческие экзамены;
6) в секторах 7, 8 и 9 закрашиваются ответы заданий по предметам: История Казахстана, Математическая грамотность, Грамотность чтения соответственно;
Каждое задание в секторах 7, 8 и 9 требует выбора единственно правильного ответа из пяти предложенных вариантов ответов. Выбранный ответ отмечается на секторе данного предмета путем полного закрашивания соответствующего кружка;
7) в секторах 10 и 11 закрашиваются ответы заданий по 2 профильным предметам.
В секторах 10 и 11 задания с 1 по 20 требуют выбора единственно правильного ответа из пяти предложенных вариантов ответов. Выбранный ответ отмечается на секторе данного предмета путем полного закрашивания соответствующего кружка; задания с 21 по 30 требуют выбора одного или несколько правильных ответов (не более 3), путем полного закрашивания кружков.
8) сектор 12 (отображает номер листа ответов) не закрашивается;
9) особое внимание обращается на графу «Внимание»:
лист ответов заполняется ручкой с синей или черной пастой;
не допускается пачкать, мять, рвать лист ответов и пользоваться корректирующими жидкостями, выносить лист ответов из аудитории до окончания тестирования.
10) поступающий расписывается в нижнем правом углу листа ответа в секторе 13 «Подпись абитуриента».
62. Лист ответов для поступающих на родственные специальности по сокращенным образовательным программам с ускоренным сроком обучения, заполняется, по форме, согласно приложению 8 к настоящим Правилам в следующем порядке:
1) в сектор 1 вписывается Ф.И.О (при его наличии);
2) в секторе 2 в верхних клетках по горизонтали заполняется индивидуальный код поступающего (далее - ИКТ), указанный на пропуске поступающего. Под каждой цифрой закрашиваются кружки, соответствующие цифрам, обозначенным в клетках;
3) в секторе 3 и 4 закрашиваются кружками место, где будет сидеть поступающий при сдаче тестирования и вариант его книжки;
4) сектор 5 предусмотрен для поступающих, которые сдают творческие экзамены;
5) в секторе 6 проставляются поток и номер аудитории, в которой поступающий будет сдавать КТ. Номер потока определяется по дате экзамена;
6) в секторе 7 закрашиваются ответы заданий по общепрофильной дисциплине;
Каждое задание в секторе 7 требует выбора единственно правильного ответа из пяти предложенных вариантов ответов. Выбранный ответ отмечается на секторе данного предмета путем полного закрашивания соответствующего кружка;
7) в секторе 8 закрашиваются ответы заданий по профилирующей дисциплине.
Задания с 1 по 20 требуют выбора единственно правильного ответа из пяти предложенных вариантов ответов, ответ отмечается путем полного закрашивания соответствующего кружка;
задания с 21 по 30 требуют выбора одного или несколько (не более 6) правильных ответов, путем полного закрашивания кружков; задания с 31 по 40 ситуационные задания с выбором одного правильного ответа, путем полного закрашивания соответствующего кружка;
8) сектор 9 (отображает номер листа ответов) не закрашивается;
9) особое внимание обращается на графу «Внимание»:
лист ответов заполняется ручкой с синей или черной пастой;
не допускается пачкать, мять, рвать лист ответов и пользоваться корректирующими жидкостями, выносить лист ответов из аудитории до окончания тестирования;
10) поступающий расписывается в нижнем правом углу листа ответа в секторе 10 «Подпись абитуриента».
63. Лист ответов выдается в одном экземпляре, замене не подлежит и является единственным документом, подтверждающим результаты тестирования поступающего.
64. Поступающий переписывает номер варианта с книжки на лист ответов (сектор 4) и заполняет титульный лист книжки. Четвертая цифра варианта определяется с помощью матрицы на титульном листе книжки и объявляется представителем Министерства за 20 минут до окончания тестирования.
65. После заполнения поступающими служебных секторов листов ответов и титульного листа книжки, на доске записывается время начала и окончания КТ. Запуск поступающих в аудиторию прекращается с момента объявления начала КТ.
66. При проведении КТ поступающему не допускается выходить из аудитории без разрешения и сопровождения представителя Министерства, выполняющего функции дежурного по коридору, переговариваться, пересаживаться с места на место, обмениваться экзаменационными материалами, выносить экзаменационные материалы из аудитории, заносить в аудиторию и использовать шпаргалки, учебники и методическую литературу, калькулятор, фотоаппарат, мобильные средства связи (пейджер, сотовые телефоны, планшеты, iPad (Айпад), iPod (Айпод), iPhone (Айфон), SmartPhone (Смартфон)), ноутбуки, плейеры, модемы (мобильные роутеры), использовать любые виды радио-электронной связи (Wi-Fi (Вай-фай), Bluetooth (Блютуз), Dect (Дект), 3G (3 Джи), 4G (4 Джи), наушники проводные и беспроводные и прочее), осуществлять порчу экзаменационных материалов (листов ответов и книжек) путем их смятия, использования корректирующей жидкости, отрыва страниц, закрашивание секторов, не предусмотренных для этого (номер листа ответов).
67. При нарушении поступающим пункта 66 настоящих Правил, представителем Министерства составляется Акт обнаружения запрещенных предметов и удаления из аудитории поступающего, нарушившего правила поведения в аудитории по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам.
68. При выявлении подставного лица путем повторного сличения корешка и пропуска в ходе проведения тестирования, представителем Министерства составляется Акт выявления подставного лица в ходе проведения тестирования по форме, согласно приложению 10 к настоящим Правилам.
69. При отказе поступающим сдать экзаменационные материалы для обработки по истечении отведенного времени на КТ представителем Министерства составляется Акт выявления факта несвоевременной сдачи экзаменационных материалов поступающим по истечении времени тестирования по форме, согласно приложению 11 к настоящим Правилам.
70. Результаты тестирования у лиц, указанных пунктами 67, 68 и 69 результаты тестирования не обрабатываются и подлежат аннулированию.
71. По мере завершения тестирования или окончания времени тестирования поступающий передает со своего посадочного места лист ответов и книжку представителю Министерства.
72. При приеме листа ответов и книжек представителем Министерства проверяется заполнение всех служебных секторов листа ответов и титульного листа книжки, после чего поступающий покидает аудиторию.
73. Представитель Министерства укладывает экзаменационные материалы в коробку и в сопровождении пяти поступающих доставляет экзаменационные материалы до кабинета, где обрабатываются результаты тестирования.
74. Оценивание выполнения поступающими тестовых заданий на КТ (не более шести правильных ответов) осуществляется следующим образом:
с одним правильным ответом оценивается в один балл;
в заданиях с одним или несколькими правильными ответами:
с одним правильным ответом при выборе правильного ответа оценивается в два балла;
с одним правильным ответом при выборе одного правильного ответа и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с одним правильным ответом при выборе двух и более неправильных ответов оценивается в ноль баллов;
с двумя правильными ответами при выборе двух правильных ответов оценивается в два балла;
с двумя правильными ответами при выборе одного правильного ответа оценивается в один балл;
с двумя правильными ответами при выборе одного правильного ответа и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с двумя правильными ответами при выборе двух правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с двумя правильными ответами при выборе двух и более неправильных ответов оценивается в ноль баллов;
с тремя правильными ответами при выборе трех правильных ответов оценивается в два балла;
с тремя правильными ответами при выборе двух правильных ответов оценивается в один балл;
с тремя правильными ответами при выборе двух правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с тремя правильными ответами при выборе трех правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с тремя правильными ответами при выборе двух и более неправильных ответов оценивается в ноль баллов;
с четырьмя правильными ответами при выборе четырех правильных ответов оценивается в два балла;
с четырьмя правильными ответами при выборе трех правильных ответов оценивается в один балл;
с четырьмя правильными ответами при выборе трех правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с четырьмя правильными ответами при выборе четырех правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с четырьмя правильными ответами при выборе двух и более неправильных ответов оценивается в ноль баллов;
с пятью правильными ответами при выборе пяти правильных ответов оценивается в два балла;
с пятью правильными ответами при выборе четырех правильных ответов оценивается в один балл;
с пятью правильными ответами при выборе четырех правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с пятью правильными ответами при выборе пяти правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с пятью правильными ответами при выборе двух и более неправильных ответов оценивается в ноль баллов;
с шестью правильными ответами при выборе шести правильных ответов оценивается в два балла;
с шестью правильными ответами при выборе пяти правильных ответов оценивается в один балл;
с шестью правильными ответами при выборе пяти правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с шестью правильными ответами при выборе шести правильных ответов и одного неправильного ответа оценивается в один балл;
с шестью правильными ответами при выборе двух и более неправильных ответов оценивается в ноль баллов.
75. Сканирование листов ответов производится программистом Министерства по аудиториям дважды.
76. После сканирования листов ответов по телекоммуникационной сети высылается файл коды правильных ответов.
77. Коды правильных ответов распечатываются в двух экземплярах: один вывешивается для общего обозрения, второй для апелляционной комиссии.
78. Результаты КТ объявляются государственной комиссией в день его проведения и вывешиваются на информационном стенде, также с результатом тестирования можно ознакомиться на сайте www.testcenter.kz.
79. После завершения КТ и проведения процедуры апелляции, использованные книжки уничтожаются, составляется Акт об уничтожении книжек ЕНТ и КТ, по форме, согласно приложению 12 к настоящим Правилам.
Глава 4. Порядок подачи и рассмотрения апелляции
80. На период проведения тестирования в целях соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов поступающих, создается Республиканская апелляционная комиссия и апелляционная комиссия в ППЕНТ и в базовом вузе.
81. Председатель и состав Республиканской апелляционной комиссии и апелляционной комиссии в ППЕНТ и в базовом вузе утверждается уполномоченным органом в области образования.
82. Состав апелляционной комиссии формируется из числа педагогических работников организаций основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования по тестируемым предметам. Количество педагогических работников по одному предмету тестирования при ЕНТ или КТ составляет не менее двух.
83. Апелляционная комиссия в ППЕНТ и базовом вузе принимает и рассматривает заявления на апелляцию от поступающих по содержанию тестовых заданий и по техническим причинам.
84. В случае если поступающий не согласен с результатами тестирования по содержанию или по технической причине, поступающий подает заявление на имя председателя апелляционной комиссии по формам, согласно приложениям 13, 14, 15 и 16 к настоящим Правилам. Поступающему необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий его личность и пропуск на тестирование. Апелляционная комиссия работает с каждым поступающим в индивидуальном порядке.
Апелляция рассматривается в случаях:
по содержанию тестовых заданий:
1) правильный ответ не совпадает с кодом правильных ответов (указывается вариант правильного ответа);
2) отсутствует правильный ответ;
3) имеется более одного правильного ответа в тестовых заданиях с выбором одного правильного ответа из всех предложенных (указываются все варианты правильных ответов);
4) некорректно составленное тестовое задание;
5) отсутствует фрагмент условия задания (текст, схемы, рисунки, таблицы) в результате, которого невозможно определить правильный ответ;
по технической причине:
1) считывание сканером закрашенного кружка, совпадающего с кодом каждого правильного ответа, как двух и более кружков;
2) считывание сканером закрашенного кружка, совпадающего с кодом правильных ответов, как пустой кружок;
3) дефектный лист ответов.
Заявления на апелляцию принимаются до 13.00 часов следующего дня после объявления результатов ЕНТ и КТ и рассматривается апелляционной (республиканской апелляционной комиссией) комиссией в течение одного календарного дня. При неявки поступающего на заседание апелляционной комиссии, его заявление на апелляции не рассматривается.
Все заявления по апелляции результатов тестирования фиксируются в журнале регистрации заявлений на апелляцию по форме, согласно приложению 17 к настоящим Правилам.
85. Рассмотрению подлежат конкретные факты, изложенные в заявлении на апелляцию. Во время апелляции апелляционной комиссии не допускается менять вариант и выбранный предмет, указанный поступающим.
Заявления на апелляцию по пересмотру всех тестовых заданий без указания мотивированного основания (полное пояснение, пошаговое решение задач) по каждому заданию рассмотрению не подлежат.
Решение по заявлениям принимается большинством голосов от общего числа членов апелляционной комиссии. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.
Работа апелляционной комиссии оформляется протоколом заседания апелляционной комиссии ЕНТ и КТ по формам, согласно приложениям 18 и 19 к настоящим Правилам, подписанным председателем и всеми членами комиссии.
86. В случае положительного решения заявления поступающего апелляционной комиссией в ППЕНТ и в базовом вузе, заявления поступающего передаются на рассмотрение в Республиканскую апелляционную комиссию.
87. В случае несогласия поступающего с решением апелляционной комиссии в ППЕНТ и базовом вузе, он обращается в Республиканскую апелляционную комиссию.
88. Председателем апелляционной комиссии по всем заявлениям, поданным на апелляцию, заполняется реестр заявлений (по содержанию тестового задания/по техническим причинам) по форме, согласно приложению 20 к настоящим Правилам.
По заявлениям, получившим положительное решение апелляционной комиссией в ППЕНТ или в базовом вузе, формируется реестр заявлений, переданных на рассмотрение в Республиканскую апелляционную комиссию, по форме, согласно приложению 21 к настоящим Правилам.
89. Республиканская апелляционная комиссия рассматривает обоснованность предложений о положительном решении апелляционными комиссиями и принимает решение.
Решение Республиканской апелляционной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии. При равенстве голосов голос председателя является решающим.
Решение Республиканской апелляционной комиссии оформляется протоколом по форме, согласно приложению 22 к настоящим Правилам, который подписывают председатель и все члены комиссии.
Апелляционная комиссия в ППЕНТ и базовом вузе информирует поступающего об итогах апелляции.
Глава 5. Порядок выдачи сертификатов ЕНТ и КТ
90. По результатам ЕНТ или КТ каждому поступающему выписывается сертификат ЕНТ, сертификат КТ установленного образца, по форме утвержденной Приказом №502, который выдается ППЕНТ или базовым вузом совместно с государственной комиссией в течение трех календарных дней со дня завершения тестирования.
91. Заполнение Ф. И. О. (при его наличии) поступающего в сертификате о результатах ЕНТ или КТ (далее – сертификат) производится по удостоверению личности, паспорту или свидетельству о рождении.
92. В сертификате проставляются баллы по каждому предмету, сданному в рамках ЕНТ или КТ.
Сертификат заверяется подписью председателя государственной комиссии, представителя Министерства и скрепляется печатью вуза или местного органа управления образования.
Организация и проведение итоговой аттестации и единого национального тестирования 2017 года
Ақтөбе облысы бойынша 2016 жылғы
ұлттық бірыңғай тестілеудің нәтижесі туралы
Қазақстан Республикасы Президентінің әкімшілігі басшысының 16.05.2016 жылғы №32-16.147 тапсырмасы бойынша Ақтөбе облысы әкімі орынбасарының 2016 жылғы 23 мамырдағы №4261, ағымдағы жылдың 25 сәуірінде, 30 мамырында облыс әкімінің төрағалығымен өткен аппараттық кеңестерінің хаттамаларымен берілген тапсырмаларды орындау мақсатында және Ақтөбе облысы прокуратурасының 03.06.2016 жылғы №2-03070-16-06942 хаты негізінде Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының тапсырмасы бойынша ҰБТ өткізу кезінде мектеп түлектерінің конституциялық құқығын қорғау мақсатында ұлттық бірыңғай тестілеуді ұйымдастыру, мектеп түлектерінің тестілеуге қатысу мүмкіндігін қамтамасыз ету мақсатында облыс көлемінде тиісті шаралар атқарылды.
Ақтөбе облысы әкімдігі тарапынан берілген хаттамалық тапсырмалар негізінде ұлттық біріңғай тестілеуді ұйымдасқан түрде өткізумен қатар, тестілеу кезеңінде мектеп түлектерінің өмір қауіпсіздігі мен құқығының қорғалуын, қауіпсіз тасымалдануын қамтамасыз ету мақсатында аудан, қала әкімдіктерімен нақты жұмыстар атқарылды. Ақтөбе облыстық ішкі істер, төтенше жағдайлар, тұтынушылардың құқықтарын қорғау департаменті, денсаулық сақтау басқармасы тарапынан ҰБТ-ге қатысушылардың өмір қауіпсіздігін қамтамасыз ету мақсатында тиісті шаралар уақытылы қабылданды. ҰБТ өтетін орындардың барлығы рамалы, қол металіздегіштер, бейнебақылау камералары, басқа да қажетті құрылғылармен жабдықталды.
2016 жылы ҰБТ өткізу форматында айтарлықтай өзгерістер болған жоқ, тек көңіл аударуды қажет ететін ерекшеліктер:
- тест тапсырмаларындағы өзгерістер:
тест тапсырмаларының базасында логикалық сұрақтар қатары көбейді;
тапсырмаларға диаграмма, сурет, схема, таблица (биология, география, химия, математика, физика) қосылды;
тарихи құжаттармен, жазба материалдарымен жұмыс жасау, мәтінді түсіну және қабылдауға арналған тапсырмалар.
- ҰБТ өткізу процедурасына қойылатын талап күшейтуге аса мән берілген. Тест өткізу қағидасының 33-тармағымен тыйым салынған заттар тест кезінде мектеп түлегінен табылса, министрлік өкілімен акт жасалып, тестіленуші аудиториядан шығарылады. Тәртіптің қатаюына байланысты мектеп түлектері мен ата-аналар үшін жиналыстар, бұқаралық ақпарат құралдары арқылы ақпараттық-түсінік жұмыстары жүргізілді.
-ҰБТ-ны өткізу қағидаларының 48-тармағына өзгеріс енгізілуіне байланысты аттестатқа ҰБТ шеңберінде тапсырылған пәндер бойынша жылдық баға есептелген орташа арифметикалық баға қойылды. Ортаарифметикалық баға білім беру ұйымдарының басшыларымен бекітілетін қорытынды емтихандарды өткізу жөніндегі комиссиямен есептелді. Осыған байланысты жалпы орта білім туралы «Алтын белгі» және үздік аттестатын алуға үміткерлер ҰБТ-да барлық пәндерден «төрт» бағасын алса да тоқсандық, жылдық және емтихандағы үздік бағаларын ескере отырып, орташа арифметикалық баға негізінде қойылған «үздік» бағасы негізінде оларға жалпы орта білім туралы үздік аттестат берілді.
- Бұдан бұрын М.Оспанов атындағы Батыс Қазақстан медициналық университеті жанында болған ҰБТ өткізу пункті Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігінің 2015 жылғы 27 қарашадағы №661 бұйрығына сәйкес С.Бәйішев атындағы Ақтөбе Университеті жанында салынған жаңа ғимаратқа көшірілді.
Және де 2016 жылғы ҰБТ-гі ең басты ерекшілік – ҰБТ-де қажетті шектік балл жинай алмаған түлектер үшін ақылы кешенді тестілеуді тапсырып, жоғарғы оқу орнына ақылы негізде оқуға түсуге мүмкіндігінің берілуі.
Ұлттық біріңғай тестілеу нәтижесі.
Ақтөбе облысында ҰБТ 3, 4, 5, 7 маусым күндері төрт кезеңде 15 ҰБТ өткізу пункті базаларында өткізілді.
2016 жылы 6395 түлектің (2015 жылы 6431 мектеп бітірушінің) 75,4% немесе 4820 түлек тестілеуге қатысуға өтініш білдірді (2015 жылы 4970, 77,2%-ы). Нақты тестілеуге қатысқаны 4598 (2015 жылы – 4621), бұл барлық түлектің 71,9% құрайды (2015 жылы - 71,8%). Өтініш берген 222 түлек (2015 жылы 349) түрлі себептермен тестілеуге қатыса алмады, оның ішінде 3 түлек денсаулығына байланысты, 171 түлек өз қалуы бойынша және 48 халықаралық олимпиада жүлдегері ретінде ҰБТ-ден бостылды.
«Алтын белгі» атестатына үміткер болған түлектер – 355 (2015 жылы – 340), ҰБТ-ге қатысқаны – 354 (2015 жылы – 339), 124 (2015 жылы 94) түлек – жалпы орта білім туралы үздік аттестат үміткері, 48 түлек халықаралық олимпиада, ғылыми жобалар жарыстарының жүлдегері ретінде ҰБТ-ден босатылды.
ҰБТ өткізу барысында тәртіп пен талаптың сақталуы, тестіленушілердің ережемен тыйым салынған заттарды қолданбауы бақылауға алынды. Ата-аналар мен түлектер арасында жиналыс, бұқаралық ақпарат құралдары арқылы түсінік жұмыстары жүргізілгенімен, тест кезінде тыйым салынған құралдарды тест өтетін орынға, аудиторияларға алып келген түлектер болды.
Қатысым.
ҰБТ тапсыруға тілек білдірушілер қатары соңғы жылдары арытқаны байқалады, 6395 мектеп бітірушінің 71,9%-ы (4598 түлек) тестілеуге қатысты, өткен жылға қарағанда +0,1% жоғары. Жыл сайын қатысымы жоғары Ақтөбе қаласы – 83,1%, Мұғалжар ауданы – 78,7%.
Әйтекеби, Ырғыз, Хромтау аудандарында қатысым үлесінде өсім бар. Облыста ең төмен қатысым - 50,7 % Мәртөк пен 52,7 % Қарғалы аудандарында. Қазақстан Республикасы Үкіметі мен Парламент Мәжілісі депутаттары оқушылардың ҰБТ тапсыру құқығы шектелетіні туралы мәселе қозғанан болатын. Аудандарда оқушы контингенті аз, сәйкесінше мектеп бітіруші саны небары аудандар бойынша 127 және 576 (2015 жылы - 173-тен, ең көбі 514) аралығында болса да олардың 50-70 пайызы ғана тест тапсырады. ҰБТ-ге қатыспаған мектептер жылдан жылға азайып келеді. 288 орта мектептің ішінде ҰБТ-ге қатыспағаны – 10 (2015 – 18 мектеп), оның ішінде 9 мектеп түлектерінің болмауына байланысты (2015 жылы 15 мектеп). Мектеп түлектері ҰБТ-ге мүлдем қатыспаған өткен жылы 3 мектеп болса, осы жылы 1, ол: Хромтау ауданы Тассай орта мектебі – 5.
Ұлттық бірыңғай тестілеуге 3 жылдық қатысым көрсеткіші
Аудан атауы
2014
2015
2016
динамика
1
Алға
65,6
66,8
66,3
-0,5
2
Айтекеби
57,9
59,4
65,1
5,7
3
Байғанин
64,2
63,1
63,0
-0,1
4
Ырғыз
60,8
55,5
62,7
7,2
5
Қарғалы
62,6
61,2
52,0
-9,2
6
Қобда
69,8
79,1
71,3
-7,8
7
Мартөк
51
47,2
50,7
3,5
8
Мұғалжар
72,2
73,5
78,7
5,2
9
Темір
54,9
62,1
62,5
0,4
10
Ойыл
53,1
68,8
66,1
-2,7
11
Хромтау
52,7
56,6
61,0
4,4
12
Шалқар
63
65,2
65,6
0,4
13
Ақтөбе қаласы
81,7
83,2
83,1
-0,1
14
облыстық
66,9
63,1
62,8
-0,3
15
жеке мектептер
56,8
73,9
61,2
-12,7
БАРЛЫҒЫ
69,3
71,8
71,9
0,1
Орта балл. Облыс бойынша орта балл 82,8 балл құрайды (2015 жылғы көрсеткішпен салыстырғанда 0,1 балға артық), және республикалық орта баллдан 1,6 балға жоғары (81,2 балл). Соңғы 5 жыл ішінде облыс тұрақты республикалық көрсеткіштен жоғары болып келеді.
Орта балл
2004 жыл
2005 жыл
2006 жыл
2007 жыл
2008 жыл
2009 жыл
2010 жыл
2011 жыл
2012 жыл
2013 жыл
2014 жыл
2015 жыл
2016 жыл
динамика
Облыстық көрсеткіш
50,1
56,3
59,2
68,8
68,2
77,6
83,8
84,3
78,7
76,8
84,0
82,7
82,8
0,1
Республика бойынша
52,3
60,4
63,3
71,1
68,0
74,9
84,8
86,7
73,1
74,5
76,9
79,4
81,2
1,8
Жоғары орта балл Алға (96,4 балл), Ырғыз (91,0 балл) аудандарында, және де Хромтау (89,5 б.), Қарғалы (84,7 б.), Мұғалжар (83,1 б.) аудандарында да орта балл жақсы.
Жалпы өткен жылмен салыстырғанда орта балл бойынша қарқынды динамика Қарғалы (+14,8 б), Ырғыз (+9,6 б), Қобда (+7,9 б), Алға (+7,1 б) аудандарында байқалады. Сонымен бірге Темір, Әйтекеби және Мәртөк аудандары да орта балын аз болса да арттырды.
Соңғы жылда орта балдың тұрақты өсуі Алға, Әйтекеби, Байғанин, Ырғыз, Қарғалы және Мәртөк аудандарында байқалады. Ал, керісінше Ақтөбе қаласы мектептерінің ҰБТ қорытындысы бойынша орта балы жылдан жылға төмендеп келетіні байқалады: соңғы 3 жылда орта балл 6,5 баллға төмендеген (2014 ж. - 88,5 б., 2015 ж. - 83,4 б., 2016 ж. - 82,0 б).
Аудан атауы
Барлығы: 2016 жыл
2015 жыл
Динамика
Түлек саны
Жалпы балл
Орта балл
Орта балл
1
Алға
256
24681
96,4
89,3
7,1
2
Айтекеби
177
13125
74,2
72,3
1,9
3
Байғанин
153
12636
82,6
76,9
5,7
4
Ырғыз
155
14104
91,0
81,4
9,6
5
Қарғалы
66
5589
84,7
69,8
14,9
6
Қобда
134
10771
80,4
72,9
7,5
7
Мартөк
144
11320
78,6
77
1,6
8
Мұғалжар
370
30776
83,2
86,3
-3,1
9
Темір
247
17513
70,9
67,8
3,1
10
Ойыл
125
10384
83,1
86,8
-3,7
11
Хромтау
213
19073
89,5
95
-5,5
12
Шалқар
378
31046
82,1
85,9
-3,8
13
Ақтөбе қаласы
2064
169275
82,0
83,3
-1,3
Барлығы
4482
370293
82,6
82,3
0,3
14
дарынды мектеп - интернат
32
3222
100,7
99,2
1,5
15
Есет батыр ат.интернаты
20
1210
60,5
0,0
60,5
16
Физ.-мат.мектеп интернаты
5
484
96,8
93,0
3,8
17
Қазақ-түрік лицей
29
3016
104,0
110,2
-6,2
Барлығы
86
7932
92,2
101,0
-8,8
18
Жеке мектептер
30
2432
81,1
92,5
-11,4
Облыс бойынша
4598
380657
82,8
82,7
0,1
Облыста орта балы 100-ден жоғарғы болған 14 мектеп, оның 3-і Хромтаудан, 3- Алға, 2 – Қобда, 1 - Мұғалжар, 1- Ойыл, 1 – Мәртөк, 1 – Ырғыз, 1 – Ақтөбе қаласы, 2 - облыстық (Ауыл мектептері ішінде ең жоғары Мұғалжар ауданы Талдысай орта мектебі – 111,5, Алға ауданы Маржанбұлақ орта мектебі – 106,0 балл, Ойыл ауданы Ж.Бекмұхамбетова ат.МГ – 104,3, Ырғыз гимназиясы – 102,8 қала мектептері ішінде екі жыл қатарынан Хромтау қаласы №5 гимназия – 108,1 балл, №2 гимназия – 106,1 балл, №6 гимназия – 104,6, Алға ауданы №3 қазақ орта мектебі -103,1).
Ең төмен орта балл өткен жылы 47, 48, ол Мәртөк ауданы Родниковка және Әйтеке би ауданы Северный ОМ болса, биылғы жылы бұл мектептер сәл болса да өз орта балын көтерді. 2016 жылғы ҰБТ қорытындысы бойынша ең төмен орта балл Алтынды орта мектебі Мұғалжар ауданы (42,0 б.) және Басқұдық орта мектебі Әйтекеби ауданы (43,5 б.).
«Алтын белгі» атестатын растау жағынан бірқатар аудандар жақсы нәтижеге қол жеткізді. 354 үміткерден өз білімін 157 түлек (44,4%) дәлелдеді, 261 үздік аттестат иегерлері. Аудандар бойынша ең көп «Алтын белгі» Шалқар ауданында 15 немесе 37,5%, Алға ауданында 14 немесе 56,0%, Хромтау ауданында 12 және 75%.
Үміткерлердің растауы бойынша пайыздық көрсеткіш Қобда ауданында (70%), Әйтекеби ауданында (54,5%), Ырғыз ауданында (42,9%) жақсы.
Ал «Алтын белгі» аттестатын растағандардың аз көрсеткіші Темір ауданында – 19,4% (36 үміткерден 7-уі), Қарғалы ауданында – 23,1% (13 үміткерден 3-еуі), Ойыл ауданында – 28,6% (14 үміткерден 4) және Мәртөк ауданында 28,6% (7 үміткерден 2).
Ақтөбе қаласында «Алтын белгі» иегерлері былтырғы жылмен салыстырғанда 2 бірлікке артты, 54-тен 56-ға дейін, сонымен бірге пайыздық қатынаста да көрсеткіш 47%-дан 54,4%-ға дейін артқан.
Аудан атаулары
2016 жыл
2015 жыл
«Алтын белгі» аттестатына үміткер саны
Білімін дәлелдеген үміткерлер
%
«Алтын белгі» аттестатынан үміткерлер саны
Білімін дәлелдеген үміткерлер
%
1
Алға
25
14
56,0
22
12
54,5
2
Әйтекеби
11
6
54,5
7
3
42,9
3
Байганин
12
5
41,7
10
2
20,0
4
Ырғыз
14
6
42,9
10
8
80,0
5
Қарғалы
13
3
23,1
5
0
0,0
6
Қобда
10
7
70,0
8
0
0,0
7
Мәртөк
7
2
28,6
5
1
20,0
8
Мұғалжар
32
9
28,1
26
15
57,7
9
Темір
36
7
19,4
32
6
18,8
10
Ойыл
14
4
28,6
14
7
50,0
11
Хромтау
16
12
75,0
15
9
60,0
12
Шалқар
40
15
37,5
43
24
55,8
13
Ақтөбе
104 (103)
56
54,4
115
54
47,0
14
ОФММИ
0
0,0
2
0
0,0
15
ДБАМИ
8
4
50,0
12
7
58,3
16
ОЖАҚТЛ
13
7
53,8
13
8
61,5
Барлығы
355 (354)
157
44,4
339
156
46,0
1045 түлек (22,7%) түлек 100-ден жоғары балл жинаған, (2015 жылы 1138 (24,6%). Алға ауданы түлектерінің шамамен 50%-ы 100-ден жоғары балл алған (127), Ырғыз ауданында 45,2% (70), Хромтау ауданында 41,8% (89).
Облыста ең жоғарғы 124 баллға Мұғалжар ауданы А.Жұбанов атындағы орта мектебінің түлегі, «Алтын белгі» үміткері мен иегері Құлшар Қалыбек ие болды.
Ең төмен балл – 20, Хромтау ауданы мен Ақтөбе қаласы мектептерінде (2015 жылы – ең төмен 18 балл).
Пәндер бойынша орта балл.
Ұлттық бірыңғай тестілеу қорытындысы бойынша сараптамада мектеп бітірушілердің осы жылы қазақ және орыс тілдері және физика пәндерінен аз да болса өсім байқалады қазақ тілі қазақ сыныптарында 0,5-ке, орыс тілі орыс мектептерінде 0,6-ға, қазақ тілі орыс мектептерінде 0,4-ке, орыс тілі қазақ мектептерінде 1,0 балға, қазақ әдебиетінен 0,2 балға, физикадан 0,6-ға білім сапасы жоғарлаған.
Қалған пәндерден 2015 жылғы қорытындымен салыстырғанда орта балл төмендеген Қазақстан тарихынан -0,8, математикадан –0,4, дүниежүзі тарихынан -0,2, географиядан -1,2, биология -0,6, химиядан -1,1, ағылшын тілінен -0,2.
Таңдау пәндерінің сараптамасы тек ағылшын және неміс тілін таңдаған түлектердің барлығы конкурстық тиісті 7 балды жинай алғандығын көрсетеді. Ал физика пәнін таңдаған 1535 түлектің 117-і (7,6%) (2015 жылы 1610 түлектің 148-і, (9,2%)) конкурстық тиісті 7 балдан төмен алған. Олардың үлесі Темір ауданында – 18,6, Қарғалы ауданында – 15,0%, Мәртөк ауданында – 10,3%, Шалқар ауданында – 9,6% көп, бұл физика пәнінің оқытылу сапасы төмен екендігін көрсетеді.
Биологиядан 1356 түлек таңдаған – 31 (2,3%) 7 балды жинай алмаған, географиядан 589 түлектен 20 (3,4%), дүниежүзі тарихын таңдаған 287 түлектің 18-і (6,3%), химиядан 172 түлектің 5-і (2,9%) конкурстық 7 балл жинай алмаған.
Шектік балл бойынша.
ҰБТ нәтижесінде жетістіктермен қатар кемшіліктер де орын алды. 11 жыл білім алған түлектердің жыл сайын 15-16%-ы тапсырманың кем дегенде 50%-ын орындай алмайтыны анықталып отыр. Осы жылы жоғарғы оқу орнына түсу деңгейіне 3785 немесе 82,3% (2015 жылы 3870 түлек немесе 83,7%-ы) жетті.
50 балл жинай алмаған түлектер 2015 жылға қарағанда 62 бірлікке, яғни 751-ден 813-ке көбейген. Олардың 84-і (34%-ы) - Темір ауданынан, 44 (24,9%) Әйтекеби ауданында, Қобдада 27 (20,1%), Шалқарда 75 (19,8%), Мұғалжарда 73 (19,7%) тиісті баллды жинай алмаған түлектер үлесі жоғары.
Түлектерінің барлығы бірдей (100%) тиісті балды ала алмаған мектептер Әйтекеби ауданы Белқопа ОМ қатысқан 4 түлектің барлығы өтпеген, Мұғалжар ауданы Алтынды орта мектебінің 2 түлектен қатысқаны – 1, өту балын жинай алмаған. Бұл оқушыларға әр сыныпта кем дегенде 10 мұғалім сабақ береді, сонда 1 немесе 4 оқушыны тестілеуге сапалы дайындап, тиісті өту балын алуына мүмкіндік жасай алмайтын бұл мұғалімдердің жұмысына берілетін баға қандай болмақ. Осы мәселені зерттеп, жекелеген мұғалімдердің жұмыс нәтижесіне, берілетін білім сапасына бақылау жасау қажет.
«Екілік» санының артуына септігін тигізген Темір ауданы мен Ақтөбе қаласының түлектері. Барлық екіліктің 44,4%-ы Ақтөбе қаласында (99), Темір ауданында 9,4% (21).
Хромтау №4 және Ақтөбе №36, №15 орта мектебінен 3 түлек 3 бірдей сабақтан «екілік» алып аттестат орнына анықтама алды.
Ақтөбе облысы білім беру ұйымдарын бітіруші түлектердің ұлттық бірыңғай тестілеуге қатысымы, аудан мектептерінде білім сапасының аз да болса жақсарғаны байқалады. Республика бойынша жақсы көрсеткіштерге жергілікті атқарушы органдардың, Ақтөбе облыстық ғылыми-тәжірибелік орталығының, аудандық, қалалық білім бөлімдерінің, білім беру ұйымдарының білім сапасын жақсарту мақсатында жасалған жұмыстарының нәтижесінде қол жетті. Әр мектеп бойынша жасалған сараптамалық мәліметтер, мектеп түлектерінің білім дәрежесі үнемі назарда ұстайтын білім сапасына қатысты проблемалық мәселелердің бар екенін көрсетеді.
Ұлттық бірыңғай тестілеу нәтижелері қосымша беріледі.
Орта бiлiм